Эта статья-некролог была опубликована в журнале Brazzil
November 2000

Родолфо Эспиноса

Прощальная песня

...американец Стен Гетц как-то спросил у бразильского дирижера Жулио Медальи: «И почему же Баден Пауэл не переедет в Европу или США, ведь там он мог бы стать самым великим гитаристом в мире?» На что тот ответил: «Наверное, потому что он и так – самый великий гитарист в мире...

Звуки, которые он извлекал из гитары были волшебными и не похожими ни на что. Безусловно, босса-нова очень многим обязана этому мастеру. Его стиль сразу же орел популярность и стал образцом для многих музыкантов по всему миру. Теперь его гитара смолкла, и новых его песен мы не услышим. Баден Пауэлл де Аквино умер 26 сентября 2000 года в Рио от пневмонии, в возрасте 63 лет, в больнице Сорокаба, где он провел последний месяц своей жизни. У него был диабет и проблемы с почками – многие из них происходят от того, что с юности он пристрастился к курению и алкоголю, и эти две вредные привычки сопутствовали ему на протяжении всей жизни.

Незадолго до смерти он еще выступал на сцене. 18 августа (чуть больше, чем за месяц до смерти) в Белу-Оризонти (столице штата Минаш-Жерайш) он выступал в Минаш Тенис-клубе. Оба его сына стали музыкантами – Филипе Баден Пауэллу сейчас 20, а Луишу Марселю 18. И, по словам многих, Марсель унаследовал дар отца в своей игре на гитаре. Филипе играет на пианино. Баден со своей женой Силвией были женаты в течение 23 лет, а последние 3 года своей жизни он прожил с другой женциной – Элизабет до Кармо. «В своем проекте мы хотим продолжать то, чему учил нас он,» - говорит Марсель, - «а он учил нас любить ‘Tico Tico no Fub?’ (думаю, даже в России все знают эту тему – Д.Т.) не меньше, чем Баха».

До конца 2000 года звукозаписывающий лейбл “Trama” должен был выпустить последние записи гитариста – он сыграл на них среди прочего и композиции Ноэля Росы и Доривала Кайми. Диск “Lembran?as”, спродюсированный Фернандо Фаро, был записан в Мае и на нем вышли такие композиции как "O Astronauta" (“Астронавт”) с Винисиушом де Мораешом и "Falei e Disse" (“Я говорил, и она сказала”) c Пауло Сезаром Пиньейро.

Баден Пауэл родился 6 августа 1937 года в Варре-Сай, маленьком городке в штате Рио де Жанейро, в 220 милях от столицы, недалеко от границы с Эшпирито-Санто. Его отец – сапожник Лино де Аквино, вожак местных бойскаутов и поклонник духовой музыки (в свободное время он играл на тубе), - назвал сына в честь своего идола: Сэра Роберта Стивенсона Смита Баден-Пауэлла (1857-1941), английского военного, основавшего скаутское движение в 1908 году. Когда будущему гитаристу было всего три месяца, его семья в составе отца, матери Аделины и сестры Веры переехала в Рио. Они жили в бедных предместьях, таких как Вила Исабел и Сан Кристован, откуда вышло много талантливых музыкантов. И в гостях у сеньера Аквино бывали такие личности, как Пишининья и Донга (легендарные музыканты 30-х – 40-х гг.)

Когда Баден Пауэллу было восемь лет, его отец договорился с известным композитором и гитаристом Жайме Флоренсе о том, что тот будет давать Бадену уроки гитары. Эти занятия продолжались семь лет, и за это время Баден в совершенстве овладел инструментом, и полюбил играть классическую музыку. Впоследствии он продолжил образование в Национальной Школе Музыки в Рио де Жанейро, где изучал гармонию, композицию и теорию музыки. В возрасте 10 лет о нем впервые заговорили, когда он выиграл конкурс молодых гитаристов на R?dio Nacional. В 14 лет он получил лицензию профессионального музыканта по специальному разрешению Суда по Делам Несовершеннолетних и начал работать в барах, бильярдных, а потом и на радио и телевидении.

В 18 лет Баден начинает играть на гитаре с джазовыми коллективами в ночных клубах Рио. Вскоре он познакомится и подружится с такими культовыми фигурами босса-новы, как Том Жобим и Винисиуш де Мораеш. Первый хит Баден Пауэла появился в 1956 году – это была "Samba Triste" (“Грустная самба”), написанная на слова Билли Бланко. Знакомство с poetinha – «маленьким поэтом» (прозвище Винисиуша), - которое состоялось в 1962 году, дало почву для соавторства, в котором были написаны многие шедевры – такие как "Deixa" (“Позволь мне...”), "Samba em Prel?dio" (“Самба для начала”), "Consola??o" (“Утешение”), "Formosa" (“Изящная”), "Berimbau", and "Samba da B?n??o" (“Самба-восхваление”, - лично я бы отметил еще и “Como Dizia O Po?ta”на переработанную тему Т.Альбинони – Д.Т.)

В лучах славы

Баден Пауэл работал и с другими текстовиками. Вместе с Эрминио Белло де Карвалло он написал "Samba da Partida" (“Самба расставания”), а с Пауло Сезаром де Карвалло, помимо прочего, - "Ref?m da Solid?o" (“Заложник одиночества”). В 1963 году во время парижского концерта в «Олимпии» он устроил сенсацию, сделав гвоздем программы произведения Равеля, а не те самбы-карнавалы, которые парижане ожидали услышать от бразильского гитариста. В начале 60-х ...американец Стен Гетц как-то спросил у бразильского дирижера Жулио Медальи: «И почему же Баден Пауэл не переедет в Европу или США, ведь там он мог бы стать самым великим гитаристом в мире?» На что тот ответил: «Наверное, потому что он и так – самый великий гитарист в мире». В 70-е он все-таки покинул Бразилию (видимо, из-за политики, по примеру многих известных музыкантов – Д.Т.), оставшись после гастролей в Европе, - ему было суждено прожить там, в Германии и Франции, вплоть до 1994 года, когда он приурочил к своему возвращению релиз диска Baden Powell de Rio a Paris (“Баден Пауэл. Рио – Париж”).

Вскоре после возвращения из первого тура по Франции, Баден Пауэл едет в Баию, где он провел полгода, стремясь пропитаться баианской народной культурой, и в ходе своих поисков стал регулярным прихожанином terreiros de candombl? (так назывались храмы приверженцев кандомбле – национальной религии афро-бразильцев, сочетающей христианство с ритуалами вуду и африканским языческим пантеоном). Огромное влияние на его творчество в то время оказали и такие национальные инструменты: тамбур (щипковый струнный инструмент типа лютни) и беримбо (национальный бразильский однострунный смычковый инструмент – «...Беримбау напоминает двухметровый кривоватый лук. Ногой сгибают ветку дерева беримба (его ветки чрезвычайно гибкие), натягивают проволоку из автомобильного колеса, звучать эту проволочную струну принуждает палочка из беримбы же, а высоту тона меняют плоским камешком - галькой....» Полный джаз №14). После 1997 г., когда он принял лютеранство, он отрекся сочинений того периода.

Автор биографии Бадена Пауэлла (“O Viol?o Vadio de Baden Powell”, “Одинокая гитара Бадена Пауэлла”) французская писательница Доминик Дрейфус описывает своего героя как человека настроения - застенчивого, но одновременно очень чувствительного и способного к состраданию. Природная скромность позволяла ему относиться к своему мировому успеху с безразличием. Также, Баден сам часто жаловался её на свои проблемы с алкоголем. Иногда он мог уходить в разнос на несколько дней, пропадая по барам, до тех пор, пока семье, с помощью полиции и даже радиостанций, не удавалось его отыскать. После принятия лютеранства он также отказался от алкоголя, как и от многих других привычек прошлого.

Вспоминая Бадена:

Билли Бланко, партнер по "Samba Triste":

Бразильская поп-музыка потеряла своего самого значимого и самого великого гитариста. Среди всех остальных только интеллектуал Турбилио Сантош и ученик Бадена Себастьян Тапажош приблизились к его совершенству. Но Баден был абсолютом – в плане техники он достиг пределов возможного, достиг многочасовыми бесконечными занятиями. Он занимался так много, что я бы сказал, гитара стала чем-то вроде наркотика для него. Он мог просыпаться по утрам и сразу же хвататься за инструмент. Он мог играть бес перерыва часами, не давая отдохнуть кистям рук, и часто не мог оторваться даже для того, чтобы скипятить чайник. И в случае с Баденом выражение, что «не бывает незаменимых людей», по моему, не работает...»

Певец и композитор Карлош Лира

«...Однажды дома у Винисиуша Баден презентовал тему для песни "Samba em Prel?dio", которую он только что написал. Винисиушу она насколько понравилась, что ему показалось, что это тема Шопена. Они даже начали спорить по этому поводу, и чтобы доказать, кто прав, Винисиуш позвонил одной из своих сестер, которая слыла большим знатоком классической музыки. Попросив Бадена сыграть тему, он спросил в трубку: «Это Шопен?» - и, после даже того, как сестра заверила его, что эта тема не принадлежит Шопену, он заключил: «Да нет, это Шопен написал – он просто никому не сказал об этом. Это его песня». Лично я познакомился с Баденом в баре в 1955 году. В 1959, когда у меня вышел первый диск, я пригласил его поиграть на одном из моих концертов, и с тех пор мы решулярно работали вместе и стали близкими друзьями. В то время заработков Бадену еле шватало на то, чтобы платить за квартиру, и он вынужден был постоянно играть где придется. А главная заслуга в том, что мы стали такими близкими, принадлежит Винисиушу: он взял нас троих: Бадена, Тома Жобима и меня, и сказал: «Вы – Святая Троица босса-новы». И вот теперь Баден, который был наследником Гарото (непонятно, кого Лира имеет в виду под этим прозвищем – м.б. Жайме Флоренсе, учеником которого был Баден Пауэлл – Д.Т.), не оставил после себя никого...»

Марио Теллеш, певец и композитор:

«...Мы потеряли Маэстро. Именно ему принадлежит заслуга создания нового стиля игры на гитаре, - именно не удачной коммерческой «фишки», а целой манеры. Это он привнес в босса-нову африканские корни. Я не видел его последние 20 лет, но раньше мы частенько вместе выпивали и играли. И я бы сказал, что именно из-за знакомства с Баденом я навсегда забросил идею научиться играть на гитаре. Человек не будет пытаться играть в футбол, если с ним рядом – Пеле. Баден был Пеле бразильской гитары...»

Жулио Медалья, дирижер и директор Муниципального Театра Сан-Пауло, который был продюсером Бадена Пауэлла, когда тот жил в Германии в 70-е годы:

«...В своем поколении Баден бесспорно был самым великим гитаристом в мире. Его главной отличительной чертой была беглость правой руки – такая, какой не могли похвастаться многие звезды американского джаза. Американские виртуозы играют в основном за счет левой руки, которой зажимают струны. В технике Бадена ставка делается на обе руки. И, в сочетании с отточенными гармониями и проходами в левой руке, его постоянно работающая правая рука задавала уникальный ритмический рисунок, ставший его фирменным знаком... К сожалению, его пьянство и переменчивый характер отражались и на нем и с профессиональной точки зрения. Те же американцы могут быть полностью безбашенными людьми, но когда речь заходит о работе они выкладываются на полную. Бадену удавалось в совершенстве синхронизировать работу правой и левой рук, но его не удалось синхронизировать свой талант и карьеру. В итоге он добился гораздо меньшего, чем мог бы, потому что Баден был гением...»

Музыкальный критик Тарик де Соуза в одной из своих статей:

«...Для босса-новы акустическая гитара была тем же, чем электро-гитара была для рок-музыки. И Джими Хендриксом этого стиля стал человек со скаутским именем Баден Пауэл де Аквино. Он был Гарринчей шести струн, и своим обескураживающим дриблингом (а также и умением «отрываться») ставил в мир тупик, сочетая технику, скорость, динамику и эмоциональный порыв. Несмотря на то, что он прочно занял место среди легенд босса-новы, став соавтором многих песен Винисиуша де Мораеш, он никогда не был боссановером в полном смысле этого слова... Он добился наибольшего успеха в Европе, покорив самые знаменитые площадки Франции и Германии, в то время как большинство главных героев этого стиля начинали с американского рынка (Жоао Жилберто, Луиш Бонфа, Сердио Мендеш, Оскар Кастро Невеш, Элмир Деодато, Айрто Морейра)...»

Дискография:

Su?te Afro-consola??o – 1998
Baden Powell ? Paris - 1996
Live at Montreux Jazz Festival - 22 Juillet 1995/1996
Baden Powell & Filhos - 1995
De Rio ? Paris - D?cembre 94 - 1994
The Frankfurt Opera Concert - 1975/1992
Live in Switzerland - 1992
Afro-sambas - 1990
Live at the Rio Jazz Club - 1990
Viol?o em Seresta - 1989
Felicidade - 1983
De Baden para Vinicius - 1981
Nosso Baden - 1980
Maria D'Apparecida et Baden Powell - 1977
Baden Powell Canta Vinicius de Moraes e Paulo C?sar Pinheiro - 1977
M?lancolie: Baden Powell et Cordes - 1976
Tristeza on Guitar - 1976
La Grande R?union - Baden Powell e Stephane Grappelli - Vol. 2 - 1974
La Grande R?union - Baden Powell e Stephane Grappelli - 1974
Apaixonado - 1973
Baden Powell Gravado ao Vivo em Paris - 1973
Face au Public: Olympia 1972 - 1972
Samba Triste - 1972
Grandezza on Guitar - 1972
? de Lei - 1972
Le Coeur de Baden Powell - 1971
Le G?nie de Baden Powell - 1971
L'art de Baden Powell - 1971
L'?me de Baden Powell - 1971
Estudos - 1971
Solitude on Guitar - 1971
Baden Powell: Carinhoso - 1971
As m?sicas de Baden Powell e Paulo C?sar Pinheiro - Os Cantores da Lapinha - 1970
Baden Powell Quartet - Vol. 3 - 1970
Baden Powell Quartet - Vol. 2 - 1970
Baden Powell Quartet - Vol. 1 - 1970
Lotus - 1970
Canto on Guitar - 1970
Le Monde Musical de Baden Powell - 1970
Le Monde Musical de Baden Powell - Vol. 2 - 1969
Aquarelles du Br?sil - 1968
Baden Powell - M?rcia - Os Originais - 1968
Poema on Guitar - 1968
Baden - 1966
Os Afro-sambas de Baden e Vinicius - 1966
Tempo Feliz - 1966
Ao Vivo no Teatro Santa Rosa - 1966
Billy Nencioli et Baden Powell - 1965
Le Monde Musical de Baden Powell - Vol. 1 - 1964
Baden Powell ? Vontade - 1963
Baden Powell Swings with Jimmy Pratt - 1963
Um Viol?o na Madrugada - 1961
Apresentando Baden Powell e Seu Viol?o - 1959
тексты на главную
Хостинг от uCoz