Статья взята из журнала Brazzil
Декабрь 1998

Кирстен Вайнольдт

40 лет не попадая в ноты

...Это же босса-нова Это вполне естественно...

Откуда пошла босса-нова? Было бы наивным предполагать, что её рождение произошло в какой-то определенный момент времени. Некоторые считают точкой отсчета альбом Cancao de Amor Demais, выпущенный Elizeth Cardoso. Или это было "Desafinado" Тома Жобима и Ньютона Мендосы знаменитой строчкой "это же босса-нова, она очень естественна". Определяющим стал союз Жоао Жильберту и Антонио Карлоса (Тома) Жобима, которые встретились в Ипанеме. Jobim, Vinнcius, Joao Gilberto, Menescal, Elis, Nara Leao, Maysa, Baden Powel, Sylvinha Telles, Carlos Lyra, Boscoli, Bonfа, Castro Neves, все собрались здесь, чтобы отметить 40-летие босса-новы..

Революция (Rev.o.lu.tion): Движение небесного тела по круговой или эллипсоидной орбите. 2.: коренной переворот в политическом устройстве; как правило связывается с низложением или насильственным свержением правящего монарха или существующего правительства теми, кто осуществляет Р. 3.: деятельность или пропаганда, имеющие целью фундаментальную реорганизацию социально-экономического строя. 4.: существенное изменение взглядов или представлений о каком либо объекте или явлении.

Выше приведены лишь некоторые из определений слова "революция", которые содержатся в современных словарях. И босса-нова была ничем иным, как своего рода революцией, когда её посеяли и она дала ростки в 1958 г. И, как это происходит с любой революцией, была встречена противоречиво - от шока и негодования до восхищенного энтузиазма и вдохновения.

На страницах MPB (Musica Popular Brasileira - энциклопедия "Бразильская Популярная Музыка") великий Каэтано Велосо рассказывает о том, как он впервые прикоснулся к "новому стилю" (именно так переводится bossa nova с португальского), увлеченно вспоминая, как в его родном городке Санту Амару в провинции Байя он, будучи шестнадцатилетним подростком, просиживал вечера напротив входа в бар, где крутили парня из Байа Жоао Жильберто, у которого вышел первый сингл "Chega de Saudade," известный также под английским названием "No More Blues." На обратной стороне была песня "Bim Bom", написанная самим Жоао. Для юного Каэтано эта запись была настоящим откровением и, возможно, одной из движущих сил в его ставшей легендарной карьере.

Обычно революции возникают по причине угнетения или глубокого недовольства народа. В нашем случае мы вряд ли имеем дело с бунтом против угнетателей, - скорее всего, имело место желание пойти вразрез с традицией: с такой мощной и богатой традицией, как бразильская поп-музыка. Огромный багаж, накопленный в ей рамках, и дал революции почву. Поэтому, справедливости ради, прежде чем говорить о самой босса-нове и её представителях, необходимо начинать с тех, благодаря кому этот грандиозный прорыв стал возможен.

Каэтано Велосо на одном из последних концертов говорил о феномене босса-новы и о её отце Жоао Жильберто, но также упоминая и того, кто появился чуть раньше - Орландо Сильву. В эту концертную программу входит песня, ставшая знаменитой благодаря этому исполнителю - "Labios que eu Beijei" ("Губы, которые я целовал"), одна из песен, вдохновившая Жоао Жильберто, когда тот начал петь в "новом стиле". Также Каэтано исполняет и песню Жильберто 1950-го года "Vocк Esteve com Meu Bem" ("Ты был с моей любимой"), называя её "недостающим звеном" в цепи, которая должна связать босса-нову с той бразильской музыкой, которая существовала до неё. В этой песне можно уловить дыхание тех ритмов, который стал так знаменит несколько лет спустя.

В Бразилии 40-х годов samba cancao (вокальная самба) была на пике моды. Но уже в это время появились люди, выходившие за рамки традиционного звучания. Пианист и певец группы Кариока из Рио, Джонни Альф (настоящее имя - Альфредо Жозе да Сильва), происходит из округа Вила Исабель, также как и великий самбист Ноэль Роса. Находясь под влиянием джаза, Джонни Альф своим пением и фортепианной манерой привнес новые краски в палитру бразильской музыки. Опередив свое время, он подвергался активной критике традиционалистов. Один из них после концерта Альфа в одном из клубов Рио заметил: "Этот парень играет музыку, которую никто не понимает". Его насыщенная синкопами манера игры действительно была чуждой для Бразилии начала 50-х. Но нашлись люди, которые, под его влиением, начали играть нечто подобное. Два главных хита Альфа, "Rapaz de Bem" ("Красивый парень") и "Eu e a Brisa" ("Я и ветер") были неоднократно перепеты другими исполнителями. Не в состоянии обеспечить достойное существование в Рио, он уехал в Сан Паоло, и вернулся оттуда только в 1962, что оставило его вне босса-новного мейнстрима, расцветшего в период его отсутствия.

Бархатноголосого американца Фрэнка Синатру любили во всем мире, не исключая Бразилию. Но, как бы то ни было, здесь был свой Синатра - Дик Фарни, который пел те же американские баллады и снискал свои лавры в Нью-Йорке. Это была блестящая идея радиоведущего Луиша Серрану - сопоставить этих двух сладкопевцев. Так, 3 февраля 1949 года в подвале в Тижусе - пригороде (bairro) Рио, родился фан-клуб Синатры-Фарни.

Как уже было сказано, Дик Фарни был скорее "американцем", чем представителем бразильской музыки, исполняя репертуар Бинга Кросби и Нэт Кинг Кола, до тех пор как не последовал совету композитора Орланду Беланди попробовать исполнять в таком же романтическом ключе вокальные самбы на португальском языке. Эти самбы, спетые им, стали очень популярны, и таким образом Дик Фарни стал ориентиром и задал направление для будущих босса-новеров.

Другой предшественник босса-новы, оказавший влияние на её музыкантов, - это Билли Бланко, который некоторое время сотрудничал с Жобимом: плодом этого союза стала вещь "Tereza da Praia" ("Тереса с пляжа"), которую исполняли Дик Фарни и Лусио Алвеш. Последний - серьезный конкурент Дика в борьбе за звание "главного" певца Бразилии, пользовался в то время необычайной популярностью. Его голос сравнивали с пробуждающимся вулканом. Лусио было всего четырнадцать, когда он в 1941 г. основал группу "Namorados da Lua" ("Любовники луны"), в которой весьма остроумно исполнял самбы в манере Бинга Кросби. В 1947 он распускает эту команду и собирает новую - "Os Anjos do Inferno" ("Ангелы ада"). Но необычная и вызывающая музыка этого проекта не обрела популярности в Рио, и группа осталась безвестной.

В 1950 г. в Рио появился молодой Жоао Жильберто, приехавший из родной провинции Байя по приглашению группы "Os Garotos da Lua" ("Лунные ребята"), включившись таким образом в войну вокальных групп. "Ребята" не пели англоязычных песен - они были бразильцами и пели по-португальски. С приходом Жоао Жильберту они начали раздражать кокурентов. Однако, Жильберту с трудом вписывался в группу. Ему не давала покоя убежденность, что он смог бы сделать сольную карьеру. Поэтому когда его ругали за лажу на репетициях или на концертах, он не сильно переживал. Эксценртичный сеньор Жильбертуо вскоре вступил в союз с другим эксцентричным Жоао (Донато), и они вдвоем положили начало стилю босса-нова.

Группа Os Cariocas была первой откровенно национальной группой, которая добилась громкого успеха. В своем хите "Adeus Amйrica" ("Прощай, Америка"), написанном Жеральдо Жаком, они посмеиваются над американскими музыкальными жанрами, такими как буги-вуги, свинг и рок-н-ролл, заявляя: "Que isso nao esta mais pra mim. Eu quero um samba feito sу pra mim ("это больше меня не устраивает, мне нужна самба, написанная для меня")

"В тот вечер, когда я услышала медленную и неровную самбу, музыкант, прячущийся во мне, стал управлять моим телом. Я влился в чудесную энергию трио, когда внутри меня заиграл конго, и мой голос неожиданно стал как его - я попадала в те же ноты на той же высоте. Потом музыканты сказали, что нужно быть бразильцем, чтобы точно поймать этот бит" Лусиана Симон, бразильская эмигрантка, после посещения концерта Элиана Элиаша.

далее тексты на главную
Хостинг от uCoz